ТОП 20 статей сайта

 • Преподавание астрономии
 • Преподавание биологии
 • Преподавание географии
 • Преподавание физики
 • Преподавание химии

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить





























































Преподавание физики

Электромагнитная индукция. Правило Ленца

Добавлено: 2012.08.24
Просмотров: 427

Мещерякова Елена Николаевна, учитель физики

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (474,5 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучить явление электромагнитной индукции (эми).

Задачи:

Образовательные:

  • изучить явление эми;
  • познакомить учащихся с правилом Ленца.
  • познакомить учащихся с применением явления эми.

Воспитательные:

  • на примере биографических фактов из жизни М.Фарадея, показать целеустремленность и трудолюбие ученого;

Развивающие:

  • развитие логического мышления для объяснения результатов опытов;
  • развитие интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы);

Оборудование:

  • портрет Фарадея.
  • приборы для демонстрации электромагнитной индукции (два гальванометра, источники тока: ВС-24, РНШ;
  • разборный трансформатор и принадлежности к нему,
  • полосовые магниты- 2 шт., ключ, реостат на 15 Ом,
  • замкнутое алюминиевое кольцо, кольцо с разрезом),
  • ЭОР "Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий"- 1С.

Образование - раздел Электродинамика.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Мотивационный этап.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент. <слайд 1>, <слайд 2>

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с ЭМИ или ласково назовем ее Эмичка. Что расшифровывается как электромагнитная индукция.

2. Повторение. <слайд 3>

- что называется магнитным потоком?

- каковы способы изменения магнитного потока?

- замкнутый контур нормально расположен в магнитном поле.

Что будет происходить с магнитным потоком, при повороте контура на 180°?

- что такое электрический ток?

- каковы условия его существования?

3. Мотивационный этап: <слайд 4>

Учитель задает вопрос классу: Возможно ли наличие тока в проводнике без источника тока?

(учащиеся дают свои предположения)

Опыт: соединить два демонстрационных гальванометра.

Вращая ручку одного, наблюдаем за отклонением стрелки на втором гальванометре. (рис 1.)

Рис. 1

Проблема: откуда появился ток в гальванометре?

Рис. 2

4. Изучение нового материала:

Опыт: внесение (вынесение) полосового магнита из замкнутого контура, соединенного с гальванометром. (рис.2)

Проблема: Откуда появился ток в замкнутом контуре?

(предположения учащихся)

При затруднении учащимся можно задать несколько подсказывающих вопросов: <слайд 12>

- что из себя представляет контур? (ответ: контур замкнутый)

- что существует вокруг полосового магнита? (ответ: вокруг магнита существует магнитное поле)?

- что появляется, когда в контур вносят (выносят) магнит? (ответ: замкнутый контур пронизывает магнитный поток)

- что происходит с магнитным потоком при внесении (вынесении) магнита в замкнутый контур? (ответ: магнитный поток изменяется)

Вывод: Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре - изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур.

Это явление впервые было обнаружено Майклом Фарадеем в 1820 году. Оно было названо явлением электромагнитной индукцией.

Учитель: сейчас послушаем сообщение о М. Фарадее (сообщение учащихся) <слайд 5>

Учитель: Электромагнитная индукция - физическое явление, заключающееся в возникновении вихревого электрического поля, вызывающего электрический ток в замкнутом контуре при изменении потока магнитной индукции через поверхность, ограниченную этим контуром.

(учащиеся записывают в тетрадь) <слайд 6>

Учитель: Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным.

(учащиеся записывают в тетрадь)

Учитель: Рассмотрим все случаи возникновения индукционного тока в замкнутом контуре. Для этого показываю серию опытов, учащиеся должны попытаться объяснить и указать причину возникновения индукционного тока.

Опыт 1: внесение (вынесение) полосового магнита из замкнутого контура, соединенного с гальванометром.

Причина возникновения тока: изменение числа линий магнитной индукции.

Опыт 2: поворот рамки одного гальванометра, соединенного с другим гальванометром.

Причина возникновения тока: поворот рамки в магнитном поле.

Собираем электрическую цепь, состоящую из источника тока (ВС-24М, реостата на 15 Ом, ключа, разборного трансформатора, гальванометра - см. рис. 3)

Рис. 3

Опыт 3: замыкание (размыкание) ключа (рис. 3)

Причина возникновения тока: изменение силы тока в одной цепи приводит к изменению магнитной индукции.

Опыт 4 перемещение движка реостата. (рис.3)

Причина возникновения тока: изменение сопротивления в первой цепи приводит к изменению силы тока, а соответственно и изменению магнитной индукции рис. 3.

Учитель: Отчего зависит величина и направление индукционного тока?

Опыт: внесение (вынесение) магнита сначала северным полюсом, затем южным полюсом. (рис. 4)

Рис. 4

Вывод: направление тока зависит от направления магнитного поля и направления движения магнита.

Опыт: внесение (вынесение) магнита в замкнутый контур сначала с одним магнитом, затем с двумя магнитами. (рис. 5)

Рис. 5

Вывод: величина тока зависит от величины магнитной индукции. рис. 5

Опыт: вносим магнит сначала медленно, затем быстро.

Вывод: величина тока зависит от скорости внесения магнита.

Учитель: Для определения направления индукционного тока в замкнутом контуре используется правило Ленца: Индукционный ток имеет такое направление, что созданный им магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром, препятствует изменению магнитного потока, вызвавшего этот ток. (учащиеся записывают в тетрадь) <слайд 7>

Опыт: демонстрация правила Ленца (c замкнутым и с разрезом кольцом)

(пояснения рисунками на доске)

5. Закрепление. <слайд 8>, <слайд 13,14>

Учитель: Применим данное правило для следующих случаев: (рис. 6)

Рис. 6

(два случая учитель разбирает сам, записывая план решения на доске, два остальных случая учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, двух учеников можно вызвать к доске, а можно предложить взаимоконтроль).

6. Домашнее задание. (на карточках) <слайд 9>

В стальной сердечник трансформатора, подключенного к напряжению 220В (РНШ) вносят замкнутый контур с лампочкой. Почему загорается лампочка при этом? Поясните рисунком. рис. 7.

Рис. 7

Учитель: Явление электромагнитной индукции нашло широкое применение в технике: трансформаторы, поезда на магнитной подушке, металлоискатели (детекторы металлов), запись и информации на магнитные носители и чтение с них. <слайд 10>

Показ видеороликов о применении явления электромагнитной индукции: детектор металлов, запись информации на магнитные носители и чтение с них - диск "Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий" Образовательные комплексы.

7. Итог урока. <слайд 11>

1) В чем заключается явление ЭМИ?

2) Вспомним опыты, позволяющие наблюдать это явление.

3) Кто открыл явление ЭМИ?

4) Что мы определяли с помощью правила Ленца?

5) Применение ЭМИ.